Разрабатка пассажирского самолёта для замены Боинг-727 началась в КБ фирмы "Боинг" в январе 1976 года. На стадии эскизного проектирования было рассмотрено несколько вариантов конструкции. По соображениям экономичности самолёт решили сделать двухдвигательным. Двигатели с большой степенью двухконтурности (RB.211-535 фирмы "Роллс-Ройс" или CF6-32 фирмы "Дженерал электрик") размещались на пилонах под крылом. Фюзеляж был составлен из секций фюзеляжа Боинг-727 и Боинг-737. Крыло первоначально являлось развитием крыла Боинг-727, но позже было разработано новое меньшей стреловидности. Предлагавшееся вначале Т-образное хвостовое оперение было заменено на классическое. Конструкция кабины экипажа была взята от разрабатывавшегося параллельно Боинг-767.

Впервые самолёт под обозначением Боинг-757-200 был представлен миру летом 1978 года, а уже в августе появились первые заказы на него. 23 марта 1979 года было принято решение о начале серийного производства самолёта. В декабре 1979 года началась сборка первого прототипа, которая завершилась 13 января 1982 года. 19 февраля прототип вперые поднялся в небо с заводского аэродрома в Рентоне (лётчики-испытатели Д.Амстронг и Л.Уоллик), а уже 29 марта взлетел первый серийный Боинг-757-200. В декабре 1982 года самолёт сертифицирован в США, в середине января 1983 года - в Великобритании.

Самолёт Боинг-757 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж цельнометаллический полумонокок безопасноповреждаемой конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы усовершенствованные алюминиевые сплавы, кевлар и углепластик. Существует несколько вариантов планировки салона с числом метст для пассажиров от 178 до 231. Все двери и аварийные выходы оснащены надувными трапами. Крыло двухлонжеронное, стреловидное (25° по линии четверти хорд), снабжено предкрылками по всему размаху и двухщелевыми закрылками. Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД RB.211-535C фирмы "Роллс-Ройс" (позже заменён на более мощные RB.211-535E4 и RB.211-535E4-B). По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели PW2037 или PW2040 фирмы "Прэтт энд Уитни". Для запуска двигателей и электроснабжения служит ВСУ GTCP331-200 фирмы "Гэрретт Эй Рисёрч". Аэронавигационное оборудование EFIS-700 разработано фирмой "Коллинз". Самолёт оснащён двумя кондиционерами, поддерживающими в салоне температуру 24о избыточное давление 0,6 кгс/см2. Самолёт оснащается (с 1990 года) системой предупреждения об опасном сближении с другими самолётами. По конструкции самолёт широко унифицирован с Боинг-767: взаимозаменяемы 62,5% узлов и агрегатов.

Серийное производство Боинг-757 продолжалось до октября 2004 года. В нём ринимали участие 1300 фирм-субподрядчиков в США и других стран. Всего изготовлено 1050 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-757, стала американская "Истерн". Впервые самолёт вышел на линию 1 января 1983 года. Самолёты Боинг-757 эксплуатируются 60 авиакомпаниями 30 стран мира. Среди них несколько российских ("Аэрофлот", "Байкал", "Трансаэро"), занимающихся международными авиаперевозками. В разработке грузовой модификации принимали участие российские специалисты.

Модификации самолёта:

  • Боинг-757-100 - с укороченным фюзеляжем с салоном на 160-170 пассажиров (проект).
  • Боинг-757-200 - первый серийный вариант. Выпускался с 1982 года.
    • Боинг-757-212 - самолёт для авиакомпании "Сингапур Эйрлайнз". Отличался двигателями PW2037.
    • Боинг-757-222 - самолёт для авикомпании "Юнайтед". Отличался двигателями PW2037.
    • Боинг-757-223 - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". Изготовлено 50 самолётов.
    • Боинг-757-225 - самолёт для авиакомпании "Истерн". Первый полёт 29 марта 1982 года.
    • Боинг-757-230 - самолёт для авиакомпании "Кондор" (филиал "Люфтганзы"). Отличался двигателями PW2040.
    • Боинг-757-232 - самолёт для авиакомпании "Дельта". Отличался двигателями PW2037 и расположением аварийных выходов. Первый полёт 14 марта 1984 года.
    • Боинг-757-236 - самолёт для английских авиакомпаний "Бритиш Эйруэйз" и "Эйр Юроп". Отличался усиленной обшивкой крыла и шинами увеличенной размерности. Взлётная масса увеличена до 104,33 т.
    • Боинг-757-251 - самолёт для авиакомпании "Нортуэст". Отличался двигателями PW2037.
    • Боинг-757-2B6 - самолёт для авиакомпании "Ройял Эйр Марок". Отличался двигателями PW2037.
    • Боинг-757-2F8 - самолёт для авиакомпании "Ройял Непал Эйрлайнз". Отличался расположением аварийных выходов.
    • Боинг-757-2G5 - самолёт для авиакомпании "Люфттранспортунион".
    • Боинг-757-2T7 - самолёт для авиакомпании "Монарк Эйрлайнз". Отличался усиленной обшивкой крыла и шинами увеличенной размерности. Взлётная масса увеличена до 108,865 т.
    • Боинг-757-2Y0 - самолёт для лизинговой фирмы "Джи Пи Эй Груп". Отличался двигателями RB.211-535E4. Изготовлено 50 самолётов.
    • Боинг-757-21B - самолёт для китайской авиакомпании "Гуаньчжоу". Изготовлено 7 самолётов.
    • Боинг-757-24APF - самолёт для авиакомпании "Юнайтед Парселз Сервис". Отличался двигателями PW2040.
    • Боинг-757-25C - самолёт для китайской авиакомпании "Цзямен Эйрлайнз". Изготовлен в 1 экземпляре.
    • Боинг-757-26D - самолёт для авиакомпании "Чайна Истерн Эйрлайнз". Изготовлено 3 самолёта.
  • Боинг-757-200C - грузопассажирский. Отличается наличием грузовой двери 3,4х2,18 м по левому борту. Передняя часть пассажирского салона трансформируется в грузовой отсек. Разработан в 1986-1988 годах для авиакомпании "Ройял Непал Эйрлайнз".
  • Боинг-757-200ER - вариант с увеличенной дальностью для межконтинентальных трасс.
  • Боинг-757-200PF - грузовой. Предназначен для перевозки грузов на поддонах и в контейнерах. Отличается отсутствием окон и наличием большой грузовой двери. Оснащается двигателями PW2040. Выпускался с 1986 года.
  • Боинг-757-200QC - быстроконвертируемый грузопассажирский (проект). Разрабатывался в 1992 году.
  • Боинг-757-300 - с удлинённым на 7,11 м фэзеляжем. Отличается новым интерьером салона, усиленным крылом, усиленными стойками шасси с новыми тормозными колёсами. Число мест для пассажиров увеличено до 289, взлётная масса до 122 т, дальность до 6500 км. Выпускался с сентября 1996 года.
    • Боинг-757-330 - самолёт для авиакомпании "Кондор".
    • Боинг-757-351 - самолёт для авиакомпании "Нортуэст".
  • Корпорат 77-52 - служебный вариант ("салон").

Лётно-технические характеристики

757-200 757-300
Двигатели RB.211-535E4
(PW2040)
RB.211-535E48
(PW2043)
Взлётная тяга, кгс 2х18144
(2х18915)
2х19350
(2х18940)
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

38,05
47,32
13,56
38,05
54,50
13,56
Площадь крыла, м2 185,2 185,2
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
посадочная

58,2 (62,1)
99,8 (113,4)
89,81
58,57 (62,1)
133,6
89,81
Запас топлива, л 41185 (42597) 43400
Коммерческая нагрузка, т 26,3 26,3
Число пассажиров, чел. 194-239 239-289
Крейсерская скорость, км/ч 935 935
Дальность полёта максимальная, км 7240 6430
Практический потолок, м 12800 12800
Длина разбега, м

пробега, м

1800
1000
1800
1000
Экипаж, чел. 2 2

Литература

  1. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-757. - М.: "Авико Пресс", 1994.