Разработка дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-300 для замены Ил-62М началась в ОКБ им. С.В.Ильюшина в августе 1985 года. В разработке учитывался опыт, полученный при создании аэробуса Ил-86. Развитие гражданской авиации мира в 80-е годы характеризовалось тенденциями к стандартизации воздушных перевозок, повышению экономичности, улучшению характеристик по шуму на местности, улучшению комфорта пассажиров, повышению точности навигационного обеспечения полётов. Все это приходилось учитывать при проектировании.

Для Ил-96 было разработано принципиально новое крыло с вертикальными законцовками. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей сопротивляемости самолёта болтанке разработана уникальная система демпфирования колебаний крыла с использованием специальных автоматических элеронов. По сравнению с Ил-86 фюзеляж был укорочен. Для снижения массы в конструкции планёра широко использованы композиционные материалы. Изначально система управления самолётом и двигателями была рассчитана на компьютер. От Ил-86 сохранён ряд элементов фюзеляжа, бытовое оборудование, горизонтальное оперение, приводы стабилизатора и руля направления. Топливная система разработана на основе топливной системы Ил-86, но в целях безопасности выполнена без электрических насосов в баках. Система обогрева топливных фильтров позволяет обойтись без противокристаллических присадок к топливу.

Изготовление первого прототипа Ил-96-300 было завершено в 1988 году. Впервые он поднялся в небо 28 сентября с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. К испытаниям (впервые в отечественной гражданской авиации) были подключены линейные пилоты ГА. Для них специально были организованы краткосрочные курсы в ЛИИ им. М.М.Громова. Серийное производство началось в 1992 году на Воронежском авиастроительном объединении. 29 декабря 1992 года был получен сертификат типа.

Ил-96 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Крыло стреловидное (30° по линии четвертей хорд) с вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах, имеет аэродинамическую и геометрическую крутки. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 6,08 м, имеет две палубы: верхнюю пассажирскую и нижнюю грузовую. Пассажирская кабина рассчитана на 300 мест в туристическом классе (с салонами двух классов - 235) и разделена на 2 салона. Посадка пассажиров осуществляется сразу на верхнюю палубу через 3 двери. Салон штатно оборудован опускающимся экраном и проекционной установкой. В грузовом отсеке на нижней палубе возможна перевозка 16 контейнеров LD-3 или 8 грузовых поддонов P2. Шасси убирающееся четырёхопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД ПС-90А (на Ил-96М - PW2337 американской фирмы "Прэтт энд Уитни"), расположенных на пилонах под крылом. Информационное поле кабины пилотов основано на 6 многофункциональных индикаторах на ЭЛТ. Система управления электродистанционная.

Решением Коллегии МГА №10 от 26.01.1989 базовым предприятием по освоению самолёта было определено ЦУМВС. Позже к нему присоединилось Домодедовское ПО. Переучивание лётного состава было организовано на бале ОКБ им С.В.Ильюшина. 6 августа 1991 года создан первый лётный отряд во главе с В.Ф.Лашенским. В 1992 году был выполнен ряд технических рейсов в Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский. Затем начались коммерческие (грузовые) рейсы в Сингапур. 14 июля 1993 года Ил-96-300 совершил первый рейс с пассажирами на борту из Шереметьево-2 в Нью-Йорк (командир экипажа В.И.Перепелица). С 1993 года начались регулярные рейсы в Сингапур, Лас-Пальмас, Нтю-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио; с 1994 - в Бангкок, Лос-Анжелос, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паоло; с 1996 - в Гавану, Ханой; с 1997 - в Сантьяго, Лиму.

Первоначально освоение самолёта шло быстрыми темпами, но после 1991 года сильно замедлилось из-за развала страны и глубокого кризиса, охватившего экономику. На 2005 год изготовлено 15 самолётов всех модификаий. Они эксплуатируются российскими авиакомпаниями "Аэрофлот", "Домодедовские авиалинии", "КрасЭйр", "Россия". 2 самолёта заказала Куба (первый изготовлен в 2005 году).

Модификации самолёта:

  • Ил-96-300 - первый серийный вариант.
  • Ил-96-300В - для средних магистральных линий (проект). Отличается 2 встроенными трапами.
  • Ил-96-300Д - дальний (проект). Отличается двигателями PW2337.
  • Ил-96-300Т - грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой грузовой дверью (4,85x2,87 м) по левому борту.
  • Ил-96-550 - двухпалубный с числом мест для пассажиров 550 (проект). Отличается двигателями НК-92.
  • Ил-96М - модернизированный. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями Прэтт-Уитни PW2337, авионикой фирмы "Рокуэлл Коллинз".
  • Ил-96МД - с двигателями Прэтт-Уитни PW4082 или Роллс-Ройс "Трент" 800 (проект).
  • Ил-96МК - с двигателями НК-92 (проект).
  • Ил-96МО - прототип модернизированного самолёта. Изготовлен в 1993 году (переоборудован из прототипа Ил-96-300). Первый полёт 6 апреля 1993 года. Неоднократно демонстрировался на выставках в Париже, Фарнборо, Берлине, Сингапуре, Дубаи.
  • Ил-96ПУ - "салон" для президента РФ. Первый полёт 12 октября 1996 года. Изготовлено 2 самолёта.
  • Ил-96Т - грузовой на базе Ил-96М. Первый полёт 16 мая 1997 года.

Лётно-технические характеристики

Ил-96-300 Ил-96М
Двигатели ПС-90АН PW2337
Взлётная тяга, кгс 4х16000 4х17030
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

60,105
55.345
17,55
60,105
63,94
15,72
Площадь крыла, м2 391,6 391,6
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная максимальная

117
216
240-250
175-183
132,4
-
270
210
Запас топлива, л 148260 150400
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 40 58
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

-
850-870
-
850-870
Максимальное число М 0,84 0,86
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

9000
11000
7600
12800
Практический потолок, м 13100 12200
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
-
-
Экипаж, чел. 3-4 2-3

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 256-263.
  2. Вульфов А. Широкофюзеляжные "Илы" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №№ 2,3.
  3. Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 279-296.
  5. Ил-96М/Т // Самолёты мира. - 1997. - № 1-2. - С. 34.
  6. Новожилов Г.В. В муках рождённые: Рассказ об Ил-96-300 и Ил-96М // Крылья Родины. - 1995. - №8. - С. 8-9.
  7. Пономарёв А. Авионика Ил-96М/Т // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 45.